Сегодня,по многочисленным просьбам читателей, публикую заметку о своей фототехнике, а заодно поделюсь кое-какими спорными соображениями. Почему спорными? Потому что тема эта по определению относится к категории «сколько людей, столько и мнений». И хоть большая часть статьи будет посвящена описанию моей фотоаппаратуры, накопленной за последние 5 лет, тем не менее от кое-каких советов я не удержусь. Советы эти будут абсолютно любительские, за профессиональными лучше обращаться к профессионалам.
Собирался я сделать такой обзор давно, уже месяца три, и этому есть достаточно веская причина.
Ни для кого не секрет, что в интернете постояно ведутся непрекращающиеся баталии по поводу — какой фотоаппарат выбрать, что лучше зеркалки или продвинутые мыльницы, а теперь все совсем окончательно запутались, так как появились беззеркалки, но со сменными объективами. Большинство своих фотографий я снимаю на зеркалку начального уровня Nikon D80. Однако в этом году мне захотелось провести небольшой эксперимент над своими читателями.
Суть эксперимента проста — в начале года мы приобрели для младшего сына Игоря современную продвинутую мыльницу Canon S95. Снимал на Canon конечно не только сын, но и мы с женой, во время наших многочисленных путешествий. Снимки с мыльницы публиковались на сайте наравне с «зеркальными» фотографиями. Иногда, кстати, их даже было больше, чем никоновских.
— И что? -спросите вы.
Прошло вот уже больше полугода, но пока так никто и не написал — почему это на сайте вдруг стали появляться мыльничные снимки? Конечно, не исключено, что причина кроется в тактичности постоянных читателей, которые все давно разглядели, но не хотят обидеть автора. Хотя, как мне кажется большая часть (и я в том числе) не увидела особой разницы в снимках сделанных мыльницей и зеркалкой.
Но я еще вернусь к вопросу сравнения фотографий. А пока начнем с обзора техники.
Первым настоящим осознанным фотоаппаратом для меня стал Panasonic Lumix FZ-10. Главными его особенностями были 5 МПикселей, 12-кратный зум и светосильный 2.8 объектив по всей длине. Достаточно крупный размер фотоаппарата автоматически поднимал оценку моего «профессионализма» в глазах окружающих, и на первый же выход в людное место, с целью поснимать своих детишек, чужие родители мне стали предлагать деньги. Такая реакция окружающих задрала мой фотогафический авторитет среди родных и близких до невиданных высот. Правда на художественной ценности полученных мною снимков это к сожалению никак ни сказалось. Тем не менее с имиджевой точки зрения размер Панасоника тоже можно отнести в плюс. Хотя к размеру мы еще вернемся чуть позже.
Если бы не шумная матрица и слабый аккумулятор, аппарат был бы вообще отличный. Но нужно было расти, а рост подразумевался в сторону зеркалок.
Критерии выбора фотоаппарата
Многие начинающие фотолюбители при покупке зеркальной камеры совершают одну, на мой взгляд достаточно серьезную ошибку. Она заключается в том, что они начинают выбирать ….. камеру. А нужно бы начать с выбора объективов. Потому что на любительском уровне техническая часть снимка в большей степени определяется «стеклом» (так на сленге называются объективы), а не самой камерой.
Что это означает?
Если вы хотите снимать пейзажи, вам нужен широкоугольный объектив. Если портреты — портретник. Если птичек в полете — телевик. К какой камере они будут прикручены — это уже вторично. Почему так важно определиться с набором объективов? Потому что они очень часто стоят дороже, чем «тушка» — так называют фотоаппарат без объектива. А нам, любителям, приходится совершать покупку в рамках определенного ограниченного бюджета. Использование же штатных универсальных объективов на зеркалках нижнего уровня скорее всего вас разочарует. Штатный объектив — это компромисс между ценой и качеством в пользу первого. Именно от владельцев зеркалок со штатными объективом иногда можно услышать искреннее возмущение — почему зеркалка снимает хуже продвинутых мыльниц?
Посмотрите ради интереса наш тест Nikon D3-D80-D90 в студии камеры отличаются по цене почти в три раза, но на одном и том же объективе дают практически одну и ту же картинку.
Рассчитывая бюджет на покупку камеры очень важно сразу включить в него стоимость правильных стекол. Каких именно — тут решать каждому самостоятельно в зависимости от поставленных творческих задач.
Выбирая фотоаппарат лично я исходил из следующих факторов:
— Вес не более полукилограмма без объектива. Потому что все это приходится носить на себе;
— Класс камеры любительский или полупрофессиональный, так как зарабатывать фотографией я не планирую, а крутизна камеры никоим образом не влияет на то, понравится зрителям снимок или нет. Поэтому бюджет был ограничен суммой не более $1000 за тушку.
— Производитель должен быть более-менее известен, Canon или Nikon, так как у нас на периферии и с ними то не все будет гладко, а уж с более редкими моделями и подавно ;
Вот наверное и все главные критерии.
Зеркалка
Начнем с объективов. От КИТового объектива (т.е. того, которым комплектуется фотоаппарат с завода) я сразу отказался и в качестве штатного объектива был взят в меру светосильный 2.8-4.0 с фокусными 24-85 мм.
Объектив светлый, резкий, и как штатный на все случаи жизни очень неплох. Но у хорошего стекла есть не только плюсы — качественные объективы обычно дорогие (это еще можно пережить, все таки стекло берется раз и на много лет), но они еще и большие, и тяжелые. Вот последний факт весьма критичен для тех, кто передвигается с фотоаппаратом на своих двоих.
Второй объектив, без которого сложно представить зеркальщика — «полтинник», объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм и светосилой 1.8. Очень маленький и очень легкий, но невероятно резкий. Именно такие объективы дают почувствовать фотографу прелести зеркалки.
Полтинники бывают еще более светосильные (1.4) и соответственно более дорогие. На вопрос, как отразится разница в цене объективов на восприятии фотографии, сделанной любителем, мой ответ прост — никак. Поэтому был выбран именно такой полтинник.
Достоинств у полтинника много, помимо резкости и светосилы (т.е. можно снимать без вспышки там, где другие объективы уже требуют свет), такой объектив умеет хорошо размывать задний план. Но у него есть очень важный недостаток — размер. Да, да, опять возвращаемся к размеру. Несерьезный размер полностью перечеркивает ваш имидж, как серьезного фотографа. Со стороны можно подумать, что у человека денег на фотоаппарат хватило, а вот на объектив уже нет. Согласитесь, как объяснить второй половине, на что были потрачены $300, когда гораздо большие стекляшки можно купить за меньшие деньги?! Конечно это шутка, хотя если вы не сталкивались с такими объективами, то теперь уже точно не попадете впросак. Не всегда размер имеет значение.
Два вышеперечисленных объектива долгое время почти перекрывали мои потребности. Почему почти? 24 мм оказалось все-таки узковато для съемок пейзажей, поэтому мне приходилось на природе снимать панорамы из 2-3 кадров, чтобы как-то расширить горизонт. Например при поездке на Киин-Кериш (Киин-Кириш. Июльское фотопутешествие), таких панорам набралось очень много и несколько дней я занимался только тем, что клеил их и клеил. Хорошо, что есть программы, которые позволяют автоматизировать этот процесс.
Чтобы расширить горизонт в прямом и переносном смысле, в прошлом году был приобретен широкоугольный объектив 10-24 мм (Nikkor AF-S 10-24 mm. Фотографии Усть-Каменогорска). Учитывая очень большое количество пейзажных снимков у меня на сайте, «ширик» фактически стал штатником на моем фотоаппарате.
Классом он пониже, чем первый объектив, поэтому, несмотря на схожие габариты, полегче. Очень помогает определиться с выбором объективов сайт foto.ru, на котором есть тесты и отзывы фотографов по различным моделям с образцами фотографий.
И наконец, главный боевой друг — Nikon D80 с еще одной, абсолютно незаменимой вещью — внешней фотовспышкой.
Фотовспышка также с моей точки зрения обязательный аксессуар, который должен быть приобретен с зеркалкой. По крайней мере для тех, кто планирует снимать в помещении. Скажу даже более широко — для тех, кто планирует пользоваться вспышкой вообще. Рассказывать о том, насколько полезна внешняя вспышка, можно много и долго, и эта тема достойна отдельной статьи. Я использую внешнюю вспышку Nikon SB-800 (сейчас выпускается более новая модель — SB -900).
Но на последнем снимке есть еще один предмет, о котором стоит упомянуть. Вы его видите? А он есть. Это задний, слегка помятый фон, сделанный на самом деле из компактного отражателя. Его я фотографировать отдельно не буду, отражатели существуют самые разные и их легко найти в фотомагазинах.
Конечно же стоит упомянуть еще об одной желательной вещи — штативе, которых у меня сразу два, но большую часть времени они бесполезно лежат в шкафу. Почему — я думаю вы и сами легко догадаетесь. Маленькие компактные штативы на гнущихся ножках, к сожалению, не подходят для зеркалок, так как не выдерживают вес камеры и объектива. Тем не менее такой «паучок» у меня тоже имеется.
Как и два поляризационных светофильтра — незаменимая вещь при съемке пейзажей.
Приобретая много дорогостоящего фотобарахла нужно заранее подумать о том, в чем вы его будете хранить и переносить. Для этих целей служат фотосумки и фоторюкзаки.
Фоторюкзак используется в поездках и походах, фотосумка — в помещениях. На первых порах можно обойтись одним фоторюкзаком.
Мыльница Canon s95
Второй фотоаппарат — Canon S95, позиционируется как лучшая мыльница для зеркальщика. В чем это выражается? Он имеет практически все настройки, которые есть у зеркальных фотоаппаратов и доступ к этим настройкам сделан максимально быстрым и удобным. Но при этом сохранились и все обычные мыльничные прибамбасы, как поиск лиц, улыбок, спуск затвора подмиргиванием глаза и т.п.
Аппарат очень и очень неплохой. Учитывая прогресс и разницу в возрасте по некоторым показателям он даже лучше моего Никона. По крайней мере снимки в темноте мне понравились больше. Однако сразу хочу предупредить, что для обычного любителя функционал камеры может оказаться излишним и более того, даже будет мешать. Доказательством служит тот факт, что каждый раз после попадания Canon S95 в чужие руки, мне приходится порой очень долго приводить его в сознание, восстанавливая нормальные настройки.
Самым главным недостатком Canon S95 является — фотовспышка. Тут проигрыш мыльницы перед зеркалкой виден невооруженным взглядом. Если поставить фотовспышку на автомат, то в неожиданный момент она выскакивает с левой стороны, пугая фотографа. Однако это еще не самое страшное, хуже, когда мозги фотоаппарата решают, что вспышка больше не нужна и она автоматически убирается в корпус, по пути обязательно прищемив палец левой руки. О какой творческой составляющей после этого можно думать? Зеркалки себе такого не позволяют!
Как я уже писал, на сайте у меня нередко публикуются фотографии сразу с обоих камер. Если говорить о «мыльничных» снимках, то они есть например вот здесь: Фотографии Усть-Каменогорска в майскую ночь (5 шт.) и Взгляд усть-каменогорца на Астану длиной 0,257 секунды. А здесь, в FerrariWorld – самый запоминающийся парк аттракционов есть и те, и другие. Причем, чтобы разобраться, мне самому пришлось залезть в исходники и только по названию файлов определить, кто был со-автором снимка. Интересно, а вы определите фотоаппарат?
Безусловно, мыльница не заменит зеркалку по универсальности, определяемой возможностью смены объектива, но с другой стороны, плюсы мыльниц тоже велики. Извиняюсь за тавтологию, особенно плюсы велики, когда ты едешь на велике или ползешь в гору пешком. Поэтому теперь я таскаю на себе два фотоаппарата 🙂
Видеосъемка.
В последнее время все больше фотографов начинает понимать, что видеосъемка на фотоаппарате — это уже не глупость, а вполне полезная вещь. И если на мыльницах качество съемки все равно заметно уступает видеокамерам, то на зеркалках оно становится уже сравнимым. А разнообразие сменных объективов на зеркальной камере позволяет реализовать самые разные творческие задачи.
В моих последних видеороликах, опубликованных в этом году на сайте, уже неоднократно вставлялись кадры, снятые с помощью мыльницы Canon s95. И в который раз подтверждается истина — не важно чем, важно что снято. Интересный сюжет получает тысячи просмотров, а супер HD картинка может оставить зрителей равнодушными.
Поэтому, выбирая современный фотоаппарат требования к FullHD видеосъемке мне кажется уже обязательным.
По понятным причинам на моей зеркалке видеосъемки еще не было, поэтому видео снимаю на вот эту камеру:
Итоги
Понимаю, что вопрос выбора фотоаппарата является весьма спорным, конечный итог я подводить не буду. Потому что фотография для меня в 90% случаев является дополнительным творческим инструментом, иллюстрацией к основному тексту. И мне намного проще, чем «чистому фотографу». Он должен передать все, что хочет сказать, исключительно средствами фотографии, я же предварительно готовлю почву текстом, нагнетаю обстановку «продолжением следует …». После такой подготовки фотография воспринимается уже не как изображение «машины в грязи», а уже как «машина в грязи, которая до этого ….» и еще 5 страниц текста. И наверное лишь в 10% случаев я делаю снимки, которые для себя в душе считаю настоящей фотографией.
Вот исходя из этих предпосылок было написано все, что вы прочитали. Возможно у вас будут совсем другие цели и задачи и вы пойдете своим путем. Но какой бы дорогой мы, фотолюбители не шли, выбирая между продвинутой мыльницей и начальной зеркалкой, профессионалы советуют нам помнить главное — снимает не камера, а фотограф.
Хммм. Какой-то пафосный финал получился. Может быть у кого-то найдется хороший анекдот на фото-тематику, чтобы концовка повеселее звучала 😉
Кстати, если вас интересует сравнение мыльница-продвинутая мыльница-зеркалка, то рекомендую прочесть еще один тест Samsung ST65 vs Canon S95 vs Nikon D80
Ну для пейзажей, помещений у меня есть 18-55. Не бог весть что, но светосильный пока только мечта. 55-200 получается посветлее на ФР 55 чем 18-55, это и привлекает. И птичек в полете можно пофотать и немного пошпионить :-). 50мм у вас насколько я помню без моторчика? Ну а вообще было бы интересно попробовать, путь даже на ручной фокусировке. Кстати прикупил себе Nissin Di622 mark II. Рад как ребенок. 🙂
Поздравляю! Самая востребованная покупка, категорически одобрямс 🙂 Если есть 18-55 тогда конечно другое дело. Полтинник действительно без отвертки или как это правильно на жаргоне. Если желание есть возиться — предложение в силе. Но я бы все-таки рекомендовал 35.
Недавно посмотрел на Nikkor AF-S 17-55 2.8G. Вот универсал на все 100%. Но дюже дорогой зараза. Ради него продал бы и 50 и 24-85. Так как пришел к выводу, что на FX точно переходить не буду, думаю 10-24 и 17-55 закрыли бы все мои потребности на 150%. Даже кощунственно от фиксов бы отошел, только не пинайте ногами 🙂
NISSIN Di622mkII, на самом деле прекрасное приобретение, если у Вас камера классом выше D5100, то ещё и беспроводное управление вспышками, вообще поле для творчества необъятное.
По поводу же 55-200, так себе стекло, тёмное и всё из пластмассы, nikkor 18-200VRII, на все 200% перекрывает оба два стекла (18-55 + 55-200) как по качеству, так и по удобству и универсальности, тут правда цена(((((.
Если с финансами романсы, то уж лучше взять 18-105 и продать 18-55, в добавок купить AF-S 35 f/1.8 DX, наверняка, на пару лет, Ваши потребности перекроет. ФР и качества более чем достаточно. Если «по птичкам», то и 200 и 300мм всё равно будет мало. Большинство, настоящих «птичников» тратятся на маскировки, палатки и прочие болотные сапоги, от этого гораздо больше проку, нежели от миллиметров ФР, для птичек оно и 500мм всё равно будет маловато. Ну а там, дальше уж как пойдёт. Если не закините камеру пылиться на антресоли и будет получаться, а главное хотеться фотографировать, наверняка захочется чего то на самом деле высокого класса. Вот например, Володя, подумывает о стёклышке за $1500, а это истинно топовый объектив, попади он в руки новичку, он и не оценит по настоящему, всех его прелестей.
К стати, я тоже долго облизывался на nikkor 17-55, но сильно уж он кусается ценой, даже б/у в цене практически ниже 1300-1200 не падает. За то, попалось мне по случайности, купить не за дорого SIGMA 17-50f/2.8EX/DC/OS, просто не нарадуюсь на него. Практически 90% времени он у меня на камере. Если есть возможность, оч рекомендую попробовать пристегнуть и «покататься» на нём, наверняка понравится.
После nikkor 17-55 это как раз №2 на рассмотрении. В никкоре большой плюс по отзывам — пыле-влагозащищенность, для меня это актуально. Пользователи говорят, что объектив по исполнению «дубовый», т.е. готов к экстриму. По деньгам считаю, что инвестиции в стекло — вторые по эффективности в фотоделе. Первые по эффективности — инвестиции в учебу 🙂
Мыльница — Canon, видеокамера — Canon, зеркалка — Nikon! Почему?
Я не религиозен 🙂
Если стоить весь ряд — видео Панасоник, фото Lumix (Панасоник), фото Никон, видео Кэнон, фото Кэнон, видео GoPro.
В таком виде все уже не так однозначно 🙂
Идут два фотографа, один споткнулся и упал в лужу. Второй немедленно падает рядом, с криком выхватывая камеру:
— какой ракурс?? что снимаем???
Это точно 🙂 Фотографы иногда похожи на рыбаков, у которых тоже клюет только в одном месте и на противоположном берегу.
А как вы смотрите на то, чтобы сделать фотки через жесткий бокс CameraShield, в который легко помещается обычный малогабаритный цифровой фотоаппарат. При желании с ним можно нырять на глубину до 30 метров ) Есть универсальные мягкие боксы Ева-Марин, которые позволяют вести съемку на глубине от 10 до 30 метров ) И, наконец, есть универсальные герметичные чехлы аквапак, при помощи которых можно делать фотографии на глубине до 5 метров ) какой из них предпочесть – решать только вам ))
Это вы под впечатлением от предыдущей заметки? Там бокс/чехол скорее на фотографа надо было одевать 😉 я какое-то время задумывался о чехлах, но потом понял, что съемки под/над водой у меня практически нет, не в тех краях живу.