Сегодняшняя статья продолжает мои изыскания в музыкальной сфере, начало которым было положено в CD против MP3. Слушаем качественную музыку. Напомню, что причиной этих самых изысканий послужила необходимость найти такой формат музыки (в техническом смысле), который звучал соизмеримо по качеству с CD-диском. Распространенный MP3 даже с битрейтом в 360 кбитсек не обеспечивал того, чего душа хотела. Результатом поисков стало открытие lossless формата и кратковременная аудио-болезнь.
В ходе болезни было проведено несколько экспериментов, результатами которых я и хочу поделиться в этой статье. Буду как всегда признателен всем, кто подскажет, подправит, выскажет свое мнение.
Аппаратура.
Согласитесь, как можно рассуждать о качественной музыки не обладая аппаратурой стоимостью тысяч 20 долларов? Так как среди «знатоков» качественной музыки очень много технократов, то технический аспект никак нельзя скидывать со счетов. «Музыки» за 20 тыщ у меня не было. Грешен, признаюсь, что у меня не было даже музыки за 2 тыс. Моя музыка была за 200 баксов. И называлась она SVEN HA-1400T:
Для своей цены музыка очень даже хорошая. Корпуса сделаны из МДФ, сборка очень качественная, качество проявлялось и в мелочах — толстые провода, винтовые зажимы, установка сабвуфера на «шпильках». Да и итоговый результат приносил удовлетворение.
Но с такой аппаратурой браться за анализ и рассуждения никак нельзя, засмеют, поэтому я притащил с работы комплект профессиональной техники — усилитель и акустику одного из ведущих производителей музыкальной аппаратуры Electro-Voice. По роду деятельности мы поставляем достаточно много профессионального звука, но не для музыкальных целей, а для оснащения конференц-залов. Аппаратура используется одна и та же, что на концертах, что в конференц-залах, но задачи перед ней ставятся разные.
Тестовый полигон на радость жены
Временно укомплектовав квартиру киловатом звука почти за 2000 долларов я самонадеянно решил, что теперь обвинений в низкопробном железе удастся избежать. Комментарии покажут, оправдаются ли мои надежды.
Профессиональные разъемы.
В этой связке есть слабое место — отсутствие сабвуфера. Нижний предел у колонок 70 гц, поэтому «бахать и бухать» они не могут по определению. Поэтому, на время тестирования, был подключен существующий сабвуфер. Можно было конечно припереть в квартиру фирменный, но, во-первых он очень большой, а женская половина и без того слегка выражала недовольство организованным бардаком, а во-вторых саб был еще и очень тяжелый. Взвесив все в прямом и переносном смысле, я решил, что моя любовь к исскуству не столь велика, чтобы терпеть эти неудобства.
В качестве источника звука использовалась звуковая плата компьютера 2-х летнего года выпуска. Проигрыватель -VLC и стандартный медиаплеер, потому что VLC не умеет воспроизводить треки с CD-диска, а стандартный медиаплеер — lossless.
В качестве хранилища медиафайлов использовалась вот такая 2 Терабайтная «флешка»:
Итак, все коммутации проведены, приступаем к экспериментам, которые должны были дать мои версии ответов на ряд вопросов, на которые однозначных ответов не может быть по определению 😉
5+1 или стерео в кино
Есть мнение, что отличное, мощное стерео может заменить 5+1 при просмотре кино. В этом есть некоторая логика. Получить качественную объемную картинку в обычной квартире большинству людей не позволяют площади комнат. Расположить тыловые колонки так, чтобы они были равноудалены от вас, как и передние можно, только если взять стул и сесть между диваном и телевизором. Не думаю, что остальные зрители будут рады такому варианту, да и расстояние до экрана окажется некомфортно малым. Поэтому расчеты звукооператоров и производителей 5.1 систем для многих зрителей оказываются бесполезными.
Так в обычном доме не поставишь Реальная конфигурация в обычной квартире
Вторая причина — творческая. Цель объемного звука — глубже погрузить зрителя в атмосферу фильма. Ну или как-то так. Однако по факту на моем личном примере все получается с точностью до наоборот.
Центральная колонка — главный ответственный за голос
Например, недавно мы смотрели семьей какую-то мелоромантику. И вдруг наш младший поворачивается к нам и начинает говорить голосом одного из главных героев. Мы в полном удивлении смотрим на него, он непонимающе на нас. Оказывается, звукорежиссер решил дать голос из тыльной колонки, которая была расположена прямо за Игорем. Мы весело пообсуждали сие совпадение, совершенно забыв про фильм и его атмосферу. Почти также воспринимается полет какой-нибудь пули из экрана в голову и дальше в стену. Вместо того, чтобы окончательно и бесповоротно потерять связь с реальностью и утонуть, мозг наоборот удивленно отмечает — смотрите, классный эффект сделали!
Т.е. далеко не всегда усилия звукорежиссеров достигают поставленных целей. Неудачные эксперименты с 5.1 дают обратный эффект, и стерео в таких ситуациях было бы предпочтительнее.
Нужно не забывать и о том, что мы смотрим кино как сторонний зритель, и попытки погрузить нас в атмосферу должны иметь определенные разумные рамки. Сколько бы не скрипела дверь у меня за ухом, нагнетая ужас, я все равно знаю, что никакой двери там нет.
Если не брать во внимание отдельные эффекты, то в остальное время из тыловых колонок идет легкая подзвучка, особо не сказывающаяся на восприятии. Учитывая характер стен в квартирах, отражение звука от хорошего стерео вплоне может компенсировать эту небольшую потерю. Почему же тогда я голосую за 5.1?
Потому что сосредоточенно пересмотрев с пяток различных эпизодов в фильмах, насыщенных звуковыми эффектами в режиме стерео и в режиме 5.1 выявил следующую картину — наибольший эффект тыловые колонки оказывают на меня и других наблюдаемых слушателей не тогда, когда ведут свою сольную партию, а когда активно дополняют звуковую картину, льющуюся из фронтальных колонок. И касается это в основном либо динамичных сцен, насыщенных мощными звуковыми всплесками, либо резких «выстрелов» в тихих, но напряженных сценах — фильмы ужасов тому отличный пример.
Когда работа задних колонок дополняет работу фронтальных, они не отвлекают внимание на себя и не выдергивают вас из атмосферы фильма. Но при этом погружают в мощную акустическую картину происходящих событий. Какое бы не было качественное стерео, окружить вас звуком такой интенсивности оно не сможет.
Конечно, все эти рассуждения имеют смысл только при наличии оригинальной звуковой дорожки, разложенной по каналам. А так же только для тех зрителей, которые получают удовольствие от такого рода неожиданностей. Если каждый раз, когда на экране вдруг неожиданно взрывается бомба, заполняя грохотом все окружающее пространство, вы хватаетесь за сердце или вашими любимыми жанрами являются комедии и мелодрамы, то наверное вполне можно обойтись и стерео.
У нас сложилось по другому и в итоге я голосую за 5+1
Развиваем эксперимент — смотрим фильм с разными фронтальными колонками, передние electrovoise, задние по понятным причинам SVEN. Итог — для меня по большому счету восприятие фильма в целом никак не изменилось. Когда нож разрезает кушетку в «Обители зла» не так критично, насколько идеально передан этот неожиданный звук. Не различия в качестве аппаратуры озвучивания, а наличие продуманной, качественной звуковой дорожки и сюжет играют определяющую роль в восприятии фильма. Таким образом, для домашнего кинотеатра, если вы непритязательный слушатель типа меня, вполне можно обойтись просто хорошей системой 5.1.
5+1 или стерео в музыке
Не останавливаясь на достигнутом, я продолжил эксперименты, но уже не с кино, а с музыкой, благо в формате lossless хватает многоканальных произведений. Прослушав несколько различных композиций в итоге проголосовал за стерео. Почему?
Причин две. Первая схожа с кино — чтобы получить максимум от 5.1 необходимо сидеть в центре акустического поля. Это не всегда возможно. Более того, в отличии от фильмов, которые хочешь — не хочешь, но смотришь с одной точки и длительное время, музыку чаще всего слушают, как сопровождение. Передвигаясь по комнате например. Или работая за компьютером. Конечно можно и посидеть, послушать, но в моем случае это чаще исключение, чем правило.
Вторая причина (опять же на мой личный вкус) кроется в разнице восприятия музыки и кино. Когда мы слушаем настоящую живую музыку, мы сидим напротив исполнителей и звук проистекает с их стороны в наши два уха. Что-то конечно проникает и через кости черепа и мягкие ткани, но в целом — через уши. Для того, чтобы передать этот звук в записи достаточно использовать стерео. Смысл использовать 5+1? Не для того же, чтобы почувствовать себя внутри оркестра?
Именно поэтому в дополнительных каналах кроме фоновой подзвучки я особо ничего и не услышал. Конечно, прослушано было совсем немного композиций, но более менее оправданное применение 5.1 нашлось только у электронных музыкантов.
Исходя из вышеперечисленного, музыку в формате 5.1 для себя нахожу излишней, стерео-варианта вполне достаточно, чтобы перекрыть мои потребности.
Роль акустики и усилителя
Следующим шагом я начал экспериментировать с акустикой и усилителями. Одна колонка electro-voice была заменена на одну колонку Sven и включены тестовые композиции.
Габариты особо не различаются
Результат предсказуем — разница в звучании дорогой акустики была огромной, как на профессиональном усилителе, так и на свеновском. Причем звуковая картинка на дорогой акустике улучшилась настолько, что существенно уменьшилась необходимость в эквалайзере.
Все участники эксперимента, слушая звук одновременно из разных колонок сходились во мнении, будто бы одно ухо заложено.
C акустикой все оказалось предсказуемо, но вот насколько большой будет разница в усилителях?
Cделать полноценный тест было непросто, тем не менее расположив одну колонку рядом с другой и переключая источник сигнала эксперимент провели.
Сколько не вытирай пыль, вспышка все равно ее найдет.
Моим непрофессиональным ухом разница обнаружена …. не была. Это ни в коем случае не значит, что профессиональное оборудование показало свою несостоятельность, конечно же нет. Работу на максимуме длительное время при сохранении высоких качественных показателей, отменная надежность, защита от перегрузок и другие параметры, важные в профессиональной деятельности никто не отменял. Но в моих домашних условиях, когда усилитель работает максимум на треть от своей мощности, весь этот тюнинг не востребован.
Итак, вырисовывается следующая интересная картина, чтобы полноценно наслаждаться взрывами и пулями мне нужен 5.1 не особо критично какого качества. Чтобы получить максимум от музыки в первую очередь нужна хорошая акустика. Поэтому я скорее всего выберу компромиссный вариант — заменю существующие фронтальные колонки на что-то более серьезное и на этом модернизацию технической части смогу считать законченной. Может быть со временем заменю большой системник на что-то менее громоздкое, чтобы освободить пространство в зале.
Однако, перед тем, как окончательно закрыть тему, я еще раз вернусь к сравнению 320 кбит/сек и lossless, но уже в следующем раз.
В принципе согласен с заключениями. Но хочу добавить, еще из студенческого опыта, когда в серьез увлекался аккустикой и качественным звуком, переписывался с авторами статей российского журнала «Аудио магазин» и т.д. Дык вот, добавить хочу следующее. В музыке, я имею ввиду современной, бывают, хоть и не часто, стерео низкочастотные переливы. Да, из-за большой длинны волны (измеряющейся в метрах), уловливаются они с трудом, но когда улавливаются получаешь дополнительное наслаждение. Дык вот, в этой связи, я всеми руками против сабов. Если фронтальные колонки не достаточны мощны и не обладают необходимой шириной воспроизводимых частот (я уже молчу про кривизну АЧХ (Амплитудно Частотной Характеристики) в нижнем диапозоне), то саб окончательно и безповоротно уничтожит низкочастотный перелив, если и неиспортит смешением гармоник. Пример: Вступление песни группы Depeche Mode из альбома «Songs of Faith and Devotion» 1993 г. с названием «In Your Room».
Как правило, в семейной жизни при наличии маленьких детей, прослушивание музыки через внешнюю акустику проблематично. Я вышел из ситуации приобрев качественные наушники. Наушники ценой 50-70 тысяч тенге по качеству звука аналогичны акустике за несколько тысяч долларов. И «переливы» и остальное слышны так как надо и вообще — в качественной музыке себе не отказываешь, порой и на работе вечерком можно насладиться хорошей музыкой. А касательно музыки в несжатых форматах полностью поддерживаю Владимира — тоже чувствую разницу с 320 кб.
Наушники это вещь! Я немножко подкорректирую ваше высказывание применительно к своим реалиям — Как правило, в семейной жизни при наличии больших детей, прослушивание ими музыки через внешнюю акустику проблематично. 😉
А вообще хочу найти какие-нибудь относительно бюджетные уши, но большого размера, чтобы они глушили звуки извне и при этом были комфортными — не давили, не пАрили уши и т.п.
Да, очень болезненный вопрос для меня. Обожаю хорошую аппаратуру, но не всегда получается возможность ее заиметь. Вот разгребу текущие «дела» и не откажу себе в удовольствии. И тогда подобные статьи будут весьма кстати.
Спасибо за инфу.
Хорошая тема, ждем новых экспериментов.
У меня Monster Cable Beats by Dr. Dre Studio. Рекомендую, по другому даже стал музыку воспринимать, открытия для себя делаю. 🙂
Судя по ценнику должны звучать неплохо 😉
Koss ur 20. Однозначно поярче будут. Да и ценник полегче.
Владимир, подскажите пожалуйста, а можно ли у нас в городе найти такую док станцию для HDD? А то лежат 2 винта дома, вроде и рабочие, а воткнуть некуда:)
А мне у нас в городе и нашли. Вот только где, не знаю. У кого-то из компьютерных фирм было в наличии. Еще вариант «куда воткнуть» — возьмите дисковый накопитель dlink, будет файловое хранилище автономное, типа минисервера, очень удобно. Там даже рейд поднять можно какого-то уровня.
можно еще в медиаплеер приспособить — тогда и винт при деле, и киношку можно смотреть…У меня DUNE — мощный аппарат..
А можно поподробнее про DUNE. 🙂
у меня вот такой: http://market.yandex.kz/model.xml?hid=4165204&modelid=5075126&clid=502 сейчас есть посовременее этой же марки..Это не из самых дешевых — но воспроизводит все что угодно, имеет встроенного торрент-клиента (каковым я еще не воспользовался)), можно даже вай-фай сделать))) вставил в него терабайтник — хорошее хранилище мадиаархива..теперь вот думаю, как к нему хороший звук прикрутить)) точнее — прикупить оный, а потом уже прикручивать)))
Вышел из ситуации на много проще, купил за полторы тысячи usb кейс для HDD, теперь работает как обычный внешний, даже удобнее получилось, эдакая флэшка на 250 гигов))
Вначале прочитал — купил за полторы тысячи usD … Везет же людям, думаю, мне бы такие понятия о простоте :)))
Слушать надо запись 5.1 на системе 5.1, а стерео на стерео (либо 5.1 в режиме стерео). Музыку на 5.1 вроде не пишут.
А вообще с переходом на цифру — Hi-Fi умерло ;(. Даже аналоговый кассетник (приличный естественно) лучше CD.
Владимир, ошибка есть орфографическая в слове «искусство» под фотографией с разъемом в пятой строчке.
Спасибо! Теперь главное не забыть по возвращению.