В Европе, в списке достопримечательностей, культовые сооружения всегда находятся на одном из первых мест, в силу многовековой истории и неплохой сохранности такого рода строений. Сегодня расскажу, наверное, о самом интересном храме Sagrada Familia — Храм Святого Семейства и о кафедральном Соборе имени Евлалии. После этого религиозная тема будет закрыта, и в следующих отчетах докучать ей не буду. Храмы интересны тем, что на них обоих есть смотровые площадки, куда можно забраться и поглазеть на окрестности. Есть еще кое-какие моменты, которые не позволили мне оставить их за кадром. Начну с более простой темы:
Кафедральный собор Барселона
На собор мы набрели, когда пошли гулять по старому кварталу города. Собор как собор, стройку закончили в 14 веке, отличился он тем, что, несмотря на католицизм, в Соборе было совершено православное служение, так как Святая Евлалия (о ней чуть позже), в честь которой назван собор, почитается и в православии. Вот такая религиозная терпимость. Этот собор является главным собором Барселоны.
С собора открывается неплохой вид на крыши города в хорошую погоду. Нам с погодой повезло, (было не жарко, к счастью), но не повезло с видом. Поэтому вид на город показывать не буду, а вид на центральную башню — пожалуйста:
Во дворе Собора есть небольшой зооуголок, где пасутся гуси — их 13-ть, потому что Святая Евлалия погибла от рук язычников как оказалось в 13-летнем возрасте. Меня этот факт сильно озадачил. Сложно представить, что должен сделать 13-летний ребенок, чтобы заслужить ранг святого, поэтому пошел читать. Оказалось, что девочка была слишком набожная, зачитывалась религиозной литературой и много времени проводила в чтении молитв. Когда в город прибыли римляне, с целью поиска и уничтожения христиан, она смело вышла к ним и сказала все, что думала по поводу “Судия неправедный! вот ты сидишь на высоком престоле и не боишься Бога, Который выше всех. Затем ли ты сидишь здесь, чтобы губить невинных людей, созданных по образу и по подобию Божию? Люди должны служить одному истинному Богу, ты же принуждаешь их служить сатане, а непокорных подвергаешь смертной казни”
Логично, что после этих и других слов девчушку подвергли пыткам, в итоге фактически сожгли на свечах, как гласит писание. Было это все в 303 году. В общем, как и любая религиозная история — жуткий кошмар, для придания достоверности приукрашенный «чудесами».
(с)Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью.
Чем меня еще удивил главный кафедральный собор Барселоны? Самым удивительным были свечи. Они оказались … нет, я бы ни за что не поверил, если бы не увидел своими глазами. Свечи оказались …. светодиодными.
А «че бы и нет» ? Серьезно? Мы же люди верующие, поверим и в квантовую механику. И ничего страшного, что светодиодный спектр не совпадает со спектром свечи. И вообще физически отсутствуют все процессы, сопровождающие горение. Даже «Чистый воск, из которого изготавливают свечи, являющийся символом того, что человек раскаивается в грехах своих и готов к послушанию перед лицом Бога» отсутствует.
Как мне кажется использование светодиодных свечей в богослужении — наглядный показатель, что вера давно превратилась в высокодоходный бизнес.
Как вам сочетание таких строчек:
Свет свечи – это божественный свет, который принес в мир Иисус. Жизнь людей во грехе и неведении – это сумрак, который развеет собой Спаситель. Так и свеча своим сиянием прогоняет мрак вокруг.
— и —
Квантовый выход — это число излученных квантов света на одну рекомбинировавшую электронно-дырочную пару. Внутренний квантовый выход для хороших кристаллов с хорошим тепло-отводом достигает почти 100%, рекорд внешнего квантового выхода для красных светодиодов составляет 55%, а для синих — 35%. Внешний квантовый выход — одна из основных характеристик эффективности светодиода.
Закончим с религиозной темой, а то меня могут обвинить в том, что ничего святого у меня нет. Напомню, что все вышеперечисленное происходило в католическом соборе.
Надо ли ходить? По большому счету собор мало чем отличается от других католических заведений подобного рода. Если видели один, считайте видели почти все. Конечно есть некоторые, особо выдающиеся с архитектурной точки зрения, но это не тот случай.
Мы еще чуть пофотографировались у стен собора
и потопали к следующей достопримечательности
Саграда Фамилия
Давайте поговорим о самом главном творении Гауди и по сути одной из визитных карточек Барселоны — невероятном комплексе Саграда Фамилия.
Комплекс действительно фантастический по своему дизайну. Чтобы попасть в него нужно заранее обзавестись билетами, мы подошли в 14 часов, но билеты были только на 18 часов. Причем есть отдельно билеты во внутрь и билеты на лифт, причем лифтовых может и не быть на нужное вам время. Лифт безусловно нужно покупать, потому что там тоже интересно. Но обо всем по порядку.
Вначале давайте посмотрим здание снаружи.
Как вы понимаете Гауди тут развернулся во всю мощь.
Стоп, я не рассказал, кто такой Гауди.
Антони Гауди родился в 1852 году, был сбит трамваем и умер неопознанным в 1926 г. Гауди никогда не был женат, не любил прямых линий и женщин в очках. Закончив архитектурную школу, Гауди создал свой собственный стиль кривых поверхностей и очень быстро превратился в очень знаменитого и очень дорогого архитектора, заказчиком которого были весьма обеспеченные люди в Барселоне, потому что просто обеспеченным он был не по карману. Дядька был очень интересным, один глаз близорукий, другой дальнозоркий, и даже руководитель диплома не мог понять — это гений или идиот. В итоге все настолько запутались, что жители Барселоны решили причислить Гауди к лику святых и возможно это скоро случится. В последние годы жизни Гауди практически не следил за собой, и выглядит как нищий. Именно поэтому, когда он попал под трамвай его никто не узнал и увезли в больницу для нищих, из-за чего он в скором времени и скончался. В общем вот такая неординарная личность проектировала Саграду Фамилия. И не нужно даже знать всего вышеперечисленного, достаточно взглянуть на храм, чтобы понять — в голове у архитектора точно не все в порядке. Благодаря чему сегодня мы можем наслаждаться пусть и не достроенным, но даже в таком виде достойным восхищения объектом.
Смотря на Саграду Фамилия задаюсь вопросом, насколько все-таки наши общества разные. Насколько больше было свободы у них в те далекие времена, если они позволяли творить архитекторам с таким, мягко говоря необычным творческим подходом. Причем ему доверили право создать самый главный архитектурный объект города!
Посмотрите, сколько маленьких деталей буквально втиснуто в каждый кусочек здания. Все наполнено символикой, которую еще нужно понять. Порталы, башни, арки, двери, все имеет какой-то смысл и все представляет из себя необычное сооружение.
По большей части в качестве сюжетов использованы религиозные сценки, но есть и то, что понятно без слов:
А есть, что непонятно даже со словами. Что это за пятнашки, кто-нибудь знает? Кроме того, что сумма всех чисел по строчкам, столбцам, диагоналям равна 33? Что такое 33 я знаю, но смысл только в этом и все?
Классика жанра — человек с лицом:
Теперь входим в здание и сложно удержаться от восхищения.
Для меня самое важное — обилие света в сравнении с классическими соборами. Ну а дальше наслаждаемся той же «шизанутой» архитектурой, не терпящей прямых линий и прямых углов. Внутренность Саграда Фамилия ничем не хуже наружности.
Например, обратите внимание на колонны — с высотой они меняют свое сечение.
Далее идем на лифт, тут понадобятся монетки в 1 евро, чтобы положить сумки в камеры хранения. Лифт закидывает нас на крышу, откуда можно погулять по башенкам, полюбоваться, если позволит погода, видом на город и рассмотреть поближе некоторые элементы конструкции.
Например вот эти «ягоды». Как человеку в голову приходят такие идеи?
Спуститься вниз можно на лифте или по лестнице, которая идет по кругу одной из башен. мы конечно выбрали лестничный вариант, пока спускались в башне начался перезвон колоколов.
И знаете, я совсем не удивился, когда понял, что звон идет не из колоколов, а из мощных динамиков, чему тут удивляться после светодиодных свечек.
Впрочем, учитывая весь облик Саграды Фамилия, как раз в ней колонки вместо колоколов и светодиодные свечи воспринимаются вполне уместно. Чудить — так по крупному!
Выйдя из храма обязательно спуститесь вниз, в музей, там есть кинотеатр, в котором рассказывают и показывают строительство храма. Текст идет на (конечно же) каталонском языке, но пускают субтитры на английском.
История храма интересна сама по себе, первый камень был заложен в основании в 1882 году, строительство шло за счет народного финансирования. Первоначально проектом занимался другой архитектор, но из-за разногласий он вынужден был уступить место Гауди, тот конечно развернулся со всей своей фантазией, оставив от первоначального проекта только фундамент. Гауди занимался проектом до самой смерти в 1926 году. Далее проект переходил и рук в руки от одного архитектора к другому, которые старались сохраниться первоначальный замысел. Стройка шла прерывисто, по мере финансирования и идет до сих пор. Ходят даже легенды, что храм вообще никогда не должен быть завершен, хотя предварительная плановая дата уже озвучена — это 2026 год.
Саграда Фамилия безусловно требует обязательного посещения, здесь нет никаких сомнений и если у вас будет совсем немного времени, при всем богатстве выбора — выберите Саграду. Только не забудьте побеспокоиться о билетах заранее.
колонны в виде стволов деревьев…мне это совсем не кажется сумасшедшим)) Архитектура Гауди — вдохновляющая, живая…
Есть мнение, что на момент проектирования у Гауди не было инструментов, чтобы правильно рассчитать нагрузку на такие колонны. Вроде они появились только в последнее время и без компьютера тут никак не обойтись. В общем все, что странное, то точно не нормальное ))
А вдруг есть еще какая-нибудь тайная причина?
Утро субботы в госкомпаниях увы не позволяет принять участие ((
Не в тему, но 16 го, в 8.30 новый сбор на вело пробег, посвященный победе на выборах, я поеду, кто со мной?
33 — возраст Христа. Может, «пятнашки» связаны с ним?
…Это я просто так сказала))))
Да, Гауди это что-то… ) Вы были и в доме Бальо и парке Гуэль ? Гений и сумасшедший) «Традиционная готическая система — мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода”, — писал Гауди. И все же Гауди Бога почитал: высота готового собора Саграда— 170 метров — всего лишь на метр будет меньше высоты самой высокой горы Барселоны. Так Гауди хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного Богом. И все же он сумасшедший: «скульптурные группы фасада “Рождество” изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа.» А «пятнашки» — как информируют многие источники- таки число 33 — число лет жизни Христа.
Светодиодные свечи можно увидеть во многих храмах Европы- во избежание загрязнения сводов и стен храмов гарью, из-за боязни пожаров . Зато цветы часто живые, а в русских церквях встречаются бумажные) Сегодня есть примеры использования электрических лампад, связанные отнюдь не с неким «обновленчеством», а с сугубо бытовыми особенностями. Например, на одном московском приходе из-за особенностей вентиляции старинного храма постоянно гасла лампада перед чтимой иконой. Настоятель, имеющий репутацию консервативного священника, повесил перед образом электрическую лампаду и даже специально перед прихожанами в этом извинился, мол «что поделаешь», и подчеркнул, что ничего мистического в том, что лампада гаснет, нет. Электрические лампады используются в Старой Лаврской гостинице в Сергиевом посаде, поскольку в каждом номере есть иконы, а администрация справедливо опасается пожара. В распорядке там также особо указана невозможность зажигать свечи. Я читала размышления священников по этому поводу, не все против электрических свечей. особенно, кто находится ближе к Европе) Но в особенные праздники зажигать все же настоящие свечи
Вот просто электрические не так бы коробили мою душу, там все-таки почти огонь (просто добавь кислорода)) и никаких p-n-p переходов. Наверное мои религиозные «принципы» слишком консервативны еще. Светодиоды находятся за гранью допустимого.
В парке были, в доме не были, времени не хватило.
да уж….
Насчет билетов: крайне рекомендую покупать электронные билеты в интернете. Для нас не было очередей ни в Саграде, ни в парке Гуэль. Отдельные входы для имеющих такие билеты, показываешь QR -код на экране смартфона, его считывает охранник сканером и вуаля! Ты уже прошел. А рядом в другой очереди томятся те, у кого обычные билеты.
Еще меня мучил вопрос: цветные стекла (витражи) в соборах- это по правильной технологии сделаны или фейк в виде прозрачной разноцветной пленки? Сдается мне что все поставлено на поток, печатают по пленкам, и просто наклеивают на обычное стекло. Красиво, да, но как-то это..отдает… дешевкой, подделкой.