Продолжаем тему нашего морозного тестирования фотоаппаратов. Закончив фотографировать здание народого банка (см. предыдущий Отчет о тестировании Nikon D3 — D90 — D80. Съемка ночью.) мы отогрелись в машине и я предложил Сергею и Амиру поэкспериментировать с моим широкоугольным Nikkor 10-24 мм (первый отчет об этом объективе см.Nikkor AF-S 10-24 mm. Фотографии Усть-Каменогорска). Было любопытно, какой станет картинка, если специализированный DX объектив одеть на FX- матрицу. Чисто теоретически размер изображения, формируемый Nikkor 10-24 должен был занять не всю матрицу, а только ее часть.
Тест имел и некоторый практический смысл — представьте, что человек, например в моей ситуации, имеющий пару DX объективов вдруг покупает «полноразмерную» FX камеру. Как в этом случае поведут себя не полноформатные объективы без применения кроп режима? Можно ли хотя бы теоретически использовать старые объективы?
Поэтому мы не преминули насадить мой широкоугольник Nikkor 10-24 на Nikon D3, никаких особых творческих целей при этом не преследуя.
Первый снимок был сделан прямо в Паджеро 4, не потому что нам было лень, а потому что рамки салона позволяли очень хорошо отследить поле зрения объектива на каждой камере. Вместо ожидаемого кадра меньшего размера на D3 мы с удивлением обнаружили вот такую картину:
На моем Nikon D80 объектив, как и ожидалось, захватил меньшую часть.
Для сравнения, на верхнем снимке красной рамкой приблизительно показан размер нижнего кадра. Точка съемки не совсем совпала.
Так как я еще достаточно хорошо помню свои ощущения от первого знакомства с шириком, то с любопытством смотрел за реакцией коллег. Как и ожидалось, они моментально «подсели». Уж слишком интересные картинки выдает Nikkor 10-24 и остаться к нему равнодушным невозможно. Никого не пришлось уговаривать дважды, мы распахнули двери машины и опять двинулись в сторону банка. Только теперь мы снимали непосредственно возле здания.
Вначале «штатными» объективами:
Съемка на D80 и D3 проводилась почти с одного и того же расстояния и на выходе получилась практически одинаковая картинка (по габаритам). Не удивительно, 24/1,5 (с учетом кроп-фактора) около 18 мм.
После этого мы решили подойти максимально близко, чтобы вместить здание полностью в кадр. Про искажения забудем, они для нас сейчас не интересны. На D80 получилась уже знакомая картина:
Обратите внимание на нижнюю границу снимка, т.е. где стоит фотограф.
Одеваем Nikkor 10-24 на D3 и получаем вот такое фантастическое зрелище на FX-матрице.:
Посмотрите, этот снимок сделан прямо со ступенек, банка. Было такое ощущение, что на FX-матрице ширик не просто широк, он делает невозможное, выворачивая пространство, расположенное за … фотографом и засовывая его в камеру.
Мнение Амира
Во время съемки постоянно присутствовало ощущение, что в кадр может попасть … мой нос :). Кадры с использованием 10-24 на полной матрице интересны, безусловно, тестирование следует продолжить, как обзаведусь 14-24 FX. Теоретически, 14mm FX должен быть чуть шире 10mm DX, но при отключенной функции автокадрирования, результат может оказаться действительно неожиданным.
Мнение Сергея Егорова
Тестирование камер с применением широкоугольного объектива Nikkor 10-24 мм явилось для меня неожиданностью. Я знал, что у Владимира есть такой объектив – читал отчет в свое время. Но я никак не думал, что он возьмет его для теста, т.к. объектив является стеклом для кропнутых камер. И на D3 он, вроде как, и не просится… «А почему нет?» — сказал Владимир, в очередной раз удивив меня нестандартным подходом, и по видимому, хорошо зная, что может эта штуковина. «Ну а действительно, почему нет?» — подумал я без большого энтузиазма, примерно представляя, что будет на выходе. Но знаете…
Одно дело увидеть, другое дело подержать в руках и попользоваться самому. Ощущения, я бы сказал, давно забытые, почти из детства. Как будто вдруг дали какую-то совершенно уникальную игрушку. Восторг от использования этой штуки почти «свинячий»!!! Не покидает мысль: «Мир велик. Но я, черт возьми, могу его снять!». Как-то один из авторитетных фотографов сказал: «Вы считаете если у вас телевик, то вы своим стеклом можете достать всех и все? Ничего подобного! Вы снимаете, но перед вами обязательно найдется репортер, который пришел с шириком. И вам, как минимум, придется снять не только сам сюжет, но и спину этого прохвоста с широкоугольным объективом!». Все, конечно утрировано немного, но хорошо отражает специфику применения таких стекол. Лично я летом как-то особо проникся процессом, снимая на кропе на 18 мм, и всегда хотелось пошире.
Так и здесь, снял несколько снимков здания банка на минимальном возможном фокусном у меня — 18 мм и следом на Nikkor 10-24 Владимира, на 10 мм. Первые ощущения – зум ногами вперед начинается самопроизвольно. Просто сам начинаешь топать к зданию))) Через несколько шагов я уже почти поверил в чудо и показалось, что можно войти в здание и все равно оно в кадр поместится. Но законы физики не изменить. В шаге от парапета и еще в 3-5 шагах от ступенек я остановился. Здание банка все вошло в кадр. И это — на кропе 1,5!
На обе камеры (DX и FX) я в тот вечер не снимал. По этому не могу высказать своих ощущений. Однако, просматривая снимки с определенностью могу сказать, что снимки банка с применением D3 мне не понравились. Перспектива на столько искажена, что здание вышло каким-то треугольным. Высоченная входная группа и почти такая же по высоте часть самого здания плохо передают перспективу. Это плата за возможность подойти ближе и вместить в кадр больше. А может все зависит от личных взглядов фотографа. Однако, стоит заметить, что техника все равно «диктует» правила обращения с ней и стиль съемки. И от таких снимков на FX камерах избавиться можно лишь найдя в себе силы сделать несколько шагов назад.
Что касается размеров границ кадра при съемке в машине на Nikkor 10-24, то они на FX несколько больше, как мне показалось, чем на DX камере. По видимому это объясняется тем, что объектив «разворачивает» картинку на несколько больший угол, чем это заявлено в официальной информации, а на матрицу падает только то, что соответствует техническим параметрам по мнению производителя (с учетом резкости, виньетирования и аберраций – основные проблемы стекол). Кстати, на официальном сайте Никон написано: Два режима кадрирования Nikkor 10-24 : «Формат DX» и «5:4». Режим кадрирования DX может включаться автоматически при присоединении объектива DX. Почему не произошло автоматического переключения – не знаю. По видимому, надо спросить у Амира. Если есть возможность включать и выключать режимы, то мне кажется это очень хорошо. Всегда лучше скорректировать картинку самому. При ночном пейзаже черная виньетка (точнее отсутствие картинки из-за использования объектива DX), которая получилась на FX камере вышла очень даже кстати.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что если сравнивать в лоб опять DX и FX камеры, то по крайней мере у меня автоматически напрашивается такой вывод: интересное стеклышко может разительно изменить вид карточки. А вот большая матрица существенно повлиять на это не может. Пока для меня. Но все равно фулфрейм когда-нибудь куплю )))
Итог
Можно сказать эксперимент удался, широкоугольный Nikkor 10-24 вполне можно использовать и на FX-матрице по крайней мере в любительских целях. Будет достаточно включить функцию автоматического кадрирования, чтобы получить что-то приемлемое. Ну а на 10 мм Nikkor 10-24 превращается практически в «фишай-рыбий глаз», то же вариант для тех, кому нравятся подобные искажения.
На этом заканчиваем морозную часть отчета и следующим будет разбор съемки в студии (см. Nikon D3-D80-D90 в студии).
В общем, считайте повезло. В плане того, что если подобное попробовать проделать на Canon, это может закончится механическими повреждениями объектива и камеры. Рабочий отрезок у кропнутых объективов Canon меньше, чем у полноразмерных.
Нам Никонистам, проблемы Кэнонистов не понять 🙂 Во всех современных FX-зеркалках у никона в характеристиках указано — совместимые объективы: объективы DX NIKKOR: поддерживаются все функции, кроме изображений в формате FX.
Сразу напомню, что у меня есть фотоаппарат и видеокамера Canon, чтобы избежать религиозных войн 🙂
Хотел заметить! С покупкой FX и продажей DX остался 12-24 f4 лежал долго все это время в шкафу и на продаже на slando….. Сегодня думаю надо брать его на вооружение k D700 ну ничего, что картинка 5-6 Mp на D700 в режиме авто DX, но надел «сфотал» и меня осенило без авто обрезки в формате FX на фокусном 18-19 мм он имеет полную картинку эквивалентную 12 мм DX только уже 12 Mp а не 6 Mp. Вот так ко мне вернулся в сумку мой «ширик», только теперь не 12-24 а 18-24 в эквиваленте 35 мм.
Поправка: т.е. на камерах FX обьектив AF-S DX Zoom-Nikkor 12-24mm f/4G IF-ED с полноым заполненым кадром без черной каймы не 18-36 а 18-24 в формате FX/35mm
12-24 в 18-24 вроде превратиться никак не может. Или ты имеешь в виду, что ниже 18 появляется кайма на кадре? Т.е. рабочий диапазон в некотором смысле уменьшился, но рыбий глаз в рамке по большому счету никому не нужен, потеря не страшная, а длинный угол на кропе, превратился в широкий угол на полном кадре при этом заполнил всю матрицу?
Да, рабочий диапазон шкалы от 18 до 24 , тот же самый захват что на кропе в 12мм а ф/ф 18, (вот и величина кроп фактора 1,5 с этим связана). Получается все зумы DX на FX будут получать заполненный кадр начиная с величины*1,5 от меньшего угла.
Что в принципе логично 🙂 Кроп как раз в 1,5 раза меньше. Хорошее наблюдение.
Это все маркетологи Никоновские, Везде же написано можно использовать с обрезкой по DX (что первое бросается в глаза) и первое что ты делаешь, включаешь этот режим выворачиваешь на самый маленький угол и получаешь картинку как на DX только в 2 раза меньше по разрешению, (я тогда сразу разочаровался написал объявление и положил в стол объектив), а то что без всяких настроек в эквиваленте 1,5 (на18мм) ты получаешь картинку ту же самую что на кропе в 12мм, они нигде не пишут …. Это что бы люди покупали новые объективы с переходом на FX. Посмотрел линейку Nikon как минимум 3 широкоугольных зума для FX начинаются с 18мм…
Подспудно мы думаем, что объектив «делает» квадратную картинку в размер матрицы. По факту получается что на этих фокусных он рисует внутри фотоаппарата большой круг, из которого часть полностью закрывает матрицу.
эй! Как же так? 0_0 нет нет нет, только не это! Сегодня вечером буду пристально проверять!
А зачем же я тогда вместо Nikon 18-200 покупаю Nikon 28-300 на ФФ???
зато будет 28-300 и не 27-200!!! расскажите о результате.
эм, а почему именно 27-200? 🙂
Не знаю, вчера провёл эксперимент, вплоть до 200mm выигрыша от FX кадра на объективе 18-200 никакого (и только ближе к 200 наверное он появляется). Всё равно придётся кропать чёрную «бочку» и на выходе получается кадр такого же содержания и разрешения что и при автоматическом кропе для DX объективов…
Поправьте меня, если я не прав
к сожалению нет 18-200 что бы проверить, но на моем 12-24 все работает. может я и заблуждаюсь поправите. допустим берем nikon dx d7000 с 12-24 f4 DX фотографируем на фокусном 12 мм получаем картинку разрешение 16 мп и фокусным расстоянием 12х1,5(кроп фактор)=18 mm. берем nikon Fx d700 с 12-24 на 12 миллиметрах имеем бочку на 18 полный чистыq кадр с разрешением FX 12мп, Возможно на телезумах с другой оптической схемой происходит что то другое…
да, видимо что то происходит другое, ибо по моим воспоминаниям вчерашнего вечера, практически до 200мм всё что D600 обрезает автоматически обрезалось не зря — всё «лишнее» что даёт ФФ заполняется этим объективом чернотой. И только на 200мм да, есть возможность что-то «выиграть»
Да так и есть работает только на широком зуме
причем заметил если на 12-24 поставить полярик из за толщины обоймы фильтра «бочка» исчезает на 19mm а не 18 а без фильтров на 17mm