Уроки фотографии для начинающих — 6 правил удаления

Обычно я стараюсь не давать советы и учить, если меня специально не просят об этом. Однако сегодня я хочу отступить от этого правила и рассказать об одной методике, которая может помочь сделать ваши фотографии лучше. В  интернете очень много советов на данную тему, однако, как мне кажется, тема сегодняшней статьи раскрыта недостаточно.

«Ой, я так люблю смотреть снимки сразу с фотоаппарата!»
«Ой, я такая нефотогеничная!»
Автор один.

Еще одна причина, по которой я пишу этот материал банальна - меня часто просят отдать снимки, которые я посчитал неудачными, буквально пару дней назад чуть не вырвали флешку из аппарата (утрирую конечно), поэтому, чтобы не объяснять в следующий раз свою "вредность", я буду просто отсылать людей сюда и надеюсь они все поймут.

Хороший фотограф не делает плохих фотографий ....

Если бы я решился издать книжку с таким названием, она, наверное, началась бы в традиционно американистском стиле с первой страницы – "теперь вам не нужно тратить время на фотокурсы, забудьте понятие композиции и золотого сечения, …. совершенно уникальная методика позволит любому человеку, даже впервые взявшему в руки фотоаппарат, научить делать замечательный фотографии всего за (поставьте любое понравившееся вам число) (подставьте любую понравившуюся вам единицу времени – часов, минут, секунд, дней….)"

Но так как мне не нужно продавать книгу, я напишу честно – если вам не хочется осваивать азы фотографии или изучать современное программное обеспечение,   то и в этом случае  есть по крайней мере один способ, который в долгосрочной перспективе поможет улучшить ваши снимки. Даже без понимания фотокомпозиции и необходимости  ровного горизонта.

Суть метода проста и очевидна из названия – закончив фотосессию,  удалите все плохие, неудачные и не совсем удачные снимки.  Или, если быть еще точнее, оставьте только самые удачные.

Подход «убрать все лишнее»  -  обязательный шаг в познании фотоисскуства и не только. И если вы не освоите его – дальнейшего прогресса вам не видать.

Поясню на примере, почему это важно.

Представьте, что вы устраиваетесь на новую работу с потолком зарплаты в 10 раз выше, чем у вас сейчас. Причем вас гарантированно примут, но зарплату поставят в зависимости от того, насколько будущему работодателю понравится ваше резюме. Ответьте пожалуйста, будете ли вы писать в нем, что за прошлый год вы 38 раз опоздали на работу, 1 раз брали больничный, чтобы съездить с друзьями на охоту, а аналитический отчет, за который вы получили премию, целиком стянули из Интернета. Начальника за глаза называете неудачником, а на работу чаще всего ходите в старых джинсах и рваных кроссовках. Думаю, подавляющее число читателей, даже если и напишут такое резюме, вряд ли возьмут его с собой. Потому что оно представит вас в невыгодном свете.

Тогда вопрос – почему же  при демонстрации своих фотографических работ, вы легко готовы оказаться в этом самом, так сказать невыгодном, положении? Вот только не надо говорить, что вам «без разницы» – иначе, зачем вы читаете этот материал?

Думаю, мысль моя понятна, если вы хотите, чтобы вас считали хорошим фотографом – не давайте вашим зрителям повода считать вас плохим.

Я понимаю, сколь сложным для большинства начинающих фотолюбителей будет нажатие кнопки Delete на клавиатуре. Поэтому, перед тем, как вы «решитесь на решительные шаги», предлагаю провести эксперимент. По итогам  очередной  вашей фотосессии (поездки на отдых, вечеринки или просто прогулки с любимой девушкой/мальчиком) – оставьте только лучшие снимки. Причем ограничьте себя заведомо 20% или даже меньше. Остальные … просто уберите пока в отдельную папку с надписью – «Удалить». Сделайте так несколько раз и вы увидите, что мнение зрителей о ваших работах пусть хоть чуть-чуть, но улучшится. А затем запустятся еще некоторые скрытые, но очень эффективные механизмы, но о них я расскажу попозже.

Какие же фотографии удалять? Переходим к самой важной части – причины, по которым нужно удалять фотографии.  Замечу, что мой персональный список причин несколько больше, но для начала достаточно и этого.

6 главных причин для удаления фотографии

Некоторые  причины, по которым я буду заставлять вас удалять снимки, можно убрать в графическом редакторе, сохранив фотографию. Но, смотрим вверх, у вас нет навыков работы с редактором, а значит – снимок в мусор.

Итак, начнем:

1.       Подлежат удалению ВСЕ фотографии с явным визуальным браком – солнце в камеру, черные лица на фоне окна, рука или ремешок, закрывшие объектив, смазанные снимки (вот только не надо выдавать их за авангардное творение, вы еще сможете обмануть  себя, но не зрителя), заваленные горизонты вкривь и вкось и др.;

Брак - ничего не видно на фоне окна

2.        Удаляем все снимки где люди изображены в виде, который мог бы им не понравиться. Как это определить? Очень просто, замените человека на себя любимого и представьте банер с этой фотографией на центральной площади вашего города. Вам не понравилось? С уверенность могу сказать, что человеку на снимке – тоже. В мусор.  Самое нелепое, что иногда можно услышать от человека с фотоаппаратом – «смотри, ну и рожа у тебя вышла». Это не у него вышла, это ты ее такой сделал. От таких фотографов стараются держаться подальше. А вы же не такой! И стремления у вас совершенно другие!  Исключение одно – если вам позирует комик;

Не нужно выдавать брак за творческую мысль

3.       Предыдущее относится и к снимкам, на которых кто-то получился, а кто-то нет. Если удалась одна девушка на снимке – прямо таки фотомодель, а вторая в этот момент неудачно  дожевывает бутерброд, 100% зрителей минус 1 человек будут смотреть на нелепо жующую. Это тоже не добавит авторитета вам, как фотографу. Лучше не получить одну  благодарность, чем получить одну обиду. Оставляя снимки по п.2 и 3 в скором времени среди ваших зрителей будет больше недовольных, чем почитателей. Букварь по маркетингу, 1-я глава;

Брак - блики на объективе и "солнце слепит прямо в глаз"

4.       Серии снимков – это просто вакханалия. Фотоаппарат, поставленный на серийный режим – это смерть зрителям. Задумайтесь, сейчас уже выпускают фотоаппараты, приближающиеся по скорострельности к видеосъемке. Будете демонстрировать сотни снимков, отличающиеся друг от друга на 0,1 секунды? Все снимки в серии должны быть нещадно удалены. Выберите только один единственный, прошедший отбор по первым трем пунктам и наиболее соответствующий той идеи, которую вы преследовали, нажав кнопку фотоаппарата. Спасите зрителя! Исключения составляют серии-инструкции, например раскадровка кайтового прыжка, где важен сам процесс;

5.       Подходим к самому тяжелому. Однотипные снимки. Для их отсеивания нужна жертва. Подходит любого пола, возраста и образования. Это даже может быть ваша любимая кошечка. Подключаете компьютер к телевизору, запускаете слайдшоу и начинаете рассказывать ей о фотографиях. Но мозжечком следите за ситуацией, и как только вы –молча нажимаете кнопку «следующая» или произносите фразу «ой, там дальше будет лучше», «тааааак, это уже было», «а вот тут, слева, но не вошло в кадр, самое интересное», «мммммм»,  «тут я не успел» и т.п. – жмите Delete. Т.е. всякий раз, когда вы почувствуете дискомфорт перед зрителем за ваш снимок – это сигнал для анализа.  Потому что если вы замолчите – зритель начнет говорить за вас в своей голове: Тааак, это он уже показывал, а сколько всего снимков, ой черт, аж 450!;

6.        Наконец вы убрали весь брак, убрали однотипные лишние снимки, у вас осталось меньше половины (хорошо, если существенно меньше) теперь пришло время сделать еще один шаг, который является самым трудным в этом процессе. Выыыждать паааауууузу. Хотя бы дня два (лучше пару недель, но мы же не профессионалы, а любители) и повторить все заново. Если у вас получилось – молодцы, вы на верном пути.

Пересвеченный, вне резкости  и заваленный снимок 2004 года самой навороченной 6 МПикс зеркалкой, которую можно было найти в те времена

Думаете сложно определить, что такое хорошо и что такое плохо? Начните и опыт придет. У моих друзей, знакомых и родственников часто встречаются просто суперские фотографии, хоть сейчас печатай и на фотовыставку. И они их прекрасно знают. Я даже завидую порой, что удалось им так поймать мгновение или увидеть, оказаться... Можно просто показывать этот один шедевр со словами – я добыл его там-то. И спокойно наслаждаться произведенным эффектом. Однако шедевры теряются в компании сотен и сотен jpeg-ов.

Подведем итог

И в  заключении – не воспримите все вышеперечисленное как этакое наставничество. Я, так же как и  вы, нахожусь в начале долгого (и наверное бесконечного) пути к цели, называемой хорошая фотография. Описанная здесь методика, это один из маленьких, но работающих шагов в выбранном направлении, проверенный личной практикой. Я и сейчас допускаю многочисленные ошибки в оценке тех или иных снимков, что-то мне кажется интересным, но не находит должной поддержки у зрителей, а какие-то снимки, которые я оставил скрепя сердцем, неожиданно вызывают интерес. Не без этого. Но ошибки не допускаeт только тот, кто ничего не делает.

Удачи и творческих успехов!

Ах да, я обещал рассказать о «скрытом механизме» - он работает очень просто. Во первых, вы учитесь, пусть и несколько субъективно, оценивать свои фотографии. Тактильная процедура нажатия кнопки Delete каждый раз будет взрывать ваше сознание, программируя, помимо вашей воли, некую матрицу в голове – «вот так, так и так - плохо».

В следующий раз, когда вы будете готовы спустить затвор фотоаппарата, эта матрица сработает и вы неожиданно поймаете себя на мысли – а ведь я потом  уничтожу этот снимок,  потому что….. И вероятность, что очередное снимок отправится в мусорную корзину, резко уменьшится.

С другой стороны вы сможете фотографировать больше. Согласитесь, когда вы отсняли 1500 снимков в отпуске, где-то в душе уже начинает свербить жучок - а немного ли фотографий? Зная, что в конечном итоге большую часть из них вы отправите в мусор, вы сможете позволить себе снимать больше, экспериментирую с ракурсами, настройками и т.п. Кстати, это ни в коем случае не противоречит  предыдущему утверждению.

А еще через некоторое время вы созреете до следующего шага – поиска ответа на вопрос, почему вам некоторые фотографии нравятся, а некоторые нет. И вот тогда – привет композиция, перспектива, тени и горизонты. Привет фотошкола/

Из домашнего задания фотошколы
Смотри также разделы: Все про фото/видео Тэги: #.
УжасноПлохоНормальноХорошоОтлично (14 оценок, среднее: 4,86 из 5)

Отправить ответ

8 Комментарий на "Уроки фотографии для начинающих — 6 правил удаления"

avatar
123
Гость
123

Последнее фото «Из домашнего задания фотошколы» — а где в У-Ка есть фотошкола?

123
Гость
123

123 — конечно, это не имя. Да и какое значение имеет имя в интернете? А за ответ спасибо, как и за саму статью. Пошел на фото.ру читать про школу.

Олжас
Гость
Олжас

отличная статья!

Мотоциклист с фотоаппаратом
Гость
Мотоциклист с фотоаппаратом

Спасибо за статью — надо будет свои фото «почистить» 🙂 На фото.ру тоже зайду, вдруг ещё не удалили обучалку (комментарий ваш в 2010 был).

Ольга
Гость
Ольга

Какая классная и полезная статья, и как с юмором написано. Я стараюсь удалять, но труднее всего дается удаление однотипных снимков — думаешь, вот если тут тени подправить фотошопом, тут яркости добавить, тут контрастности, тут еще чего-нибудь, потом решу, что удалить. В итоге ничего не подправила, и лежат 30 одинаковых снимков одного пейзажа или городского вида. (

Ольга
Гость
Ольга

Отличная идея. Спасибо. Займусь. Действительно психологически очень тяжело бывает нажать наDelete, а тут вроде и не удаляешь. Хотя если реально смотреть на вещи, ведь никогда не откроешь для показа папку «мусор». да и сам вряд ли туда вернешься править шедевры. Все-таки избалованы мы количеством цифровых фото. Зашкаливают они порой)

wpDiscuz