Путешествие на Байкал на Паджеро 4. Часть 2

Начало: Путешествие на Байкал на Паджеро 4. Часть 1.

Автор - Зиновьев В.А.

Проведя за рулем более 16 часов и не имея возможности совершить омовение в Байкале, еще не почувствовав его запах, прохладу воды, мы еще не понимали, что это - он, что мы доехали. Руки, ноги, голова еще в пути.

А Байкал встретил нас летним мягким бархатным закатом солнца, тихой, почти зеркальной водой и неподражаемым свежим запахом моря,

в который вмешивался пряный копченый запашок рыбы. Байкальский омуль. Он был в изобилии на торговых рядах, расположенных прямо на серпантинах, чтобы всяк сюда входящий (въезжающий), сразу пробовал богатства Байкала. Сначала омуль не впечатлил. Как-то подозрительно он похож на лицо, и размером на нашу пелядь или рипуса. Ну, может только засол и копчение другое. Решили своего омуля – свежего, добыть.

Оставив рыбу в покое, и даже не распробовав, мы поехали в Слюдянку,  про которую мы  знали только то, что там есть мрамор. Много мрамора. Так его добывают:

А вот то, что в Слюдянке есть единственный в России ж/д вокзал, построенный из натурального не шлифованного мрамора, мы не знали. Впечатляет:

Еще из особенностей. Кто будет ехать по дороге в слюдянском районе в яркий солнечный день, тот обязательно наденет солнцезащитные очки. Светить будет не только сверху, но и блестеть от дороги. Мы не сразу поняли, почему дорога такая сверкающая, а только тогда, когда взяли в руки камешки на берегу Байкала.

Они искрились! Оказывается, в камнях очень большое вкрапление кристаллов слюды, и они просто играют и сверкают на солнце, повторяя его свет в каменных россыпях.

В наполнение асфальта попадает много слюды из местных материалов. Поэтому город и носит имя Слюдянка. Вот такое открытие сделали мы совершенно самостоятельно. Всегда приятно самому открыть, а не в энциклопедии прочитать. Чувствуешь себя первооткрывателем.

Солнце уже давно отдыхало за горкой, бархатный закат сменился вечером – приятным, теплым, но темным, а мы в краю домов отдыха не знали, где преклонить свои буйные головушки. По указателям «гостиница», заехали в какие-то неосвещенные дворы с заколоченными окнами и дверями. Пришлось выезжать на центральную площадь и спрашивать местное население о местах ночевки. На удивление, никто не знал. Только после долгих поисков, остановив местного таксиста, получили направление. Очень скоро увидели вывеску базы отдыха «Байк Хан». Но с первого раза проехать не смогли. Слюдянка как бы зажата между морем и горами, и ровно посередине проходят железнодорожные пути, под которыми для дорог сделаны арочные проезды. Так вот, в первую арку мой автомобиль не проходил буквально пару сантиметров, - релинги на крыше мешали. Понятно, что снимать их поленились. Пришлось еще затратить несколько десятков драгоценных минут, оторвав их от первого общения с Байкалом.

База отдыха представляла собой огромный трехэтажный, треугольный в сечении, деревянный дом,

где мы и получили в полное распоряжение два хороших номера для молодоженов, а также всю террасу с видом на Байкал, со столом и креслами. О чем еще может мечтать неизбалованный автопутешественник, проведя за рулем уже трое суток и добравшись до первой своей остановки?

…Все радости земные сразу свались на нас. Автостоянка для машин, теплый душ, мягкие кровати, чистый морской воздух, горячий чай и свежая водка, тишина, пустая голова без забот и полное расслабление от осознания, что мы сделали ЭТО!

Сейчас, когда история дошла до встречи с Байкалом, наверное, имеет смысл пояснить, почему выбран именно этот маршрут. Понятно, что всё очень индивидуально. Мы все не являемся фанатами водных видов спорта, активного отдыха на воде вроде дайвинга, сёрфинга, кайтинга или рыбалки до дрожи в коленях. Соответственно, и не имеем всей этой снаряги. В этом отношении мы все крайне аскетичны. Но, наверное, требовательны в другом. Мы не стали планировать свой маршрут в сторону внутреннего моря, острова Ольхон, признанных «Меккой туризма» на Байкале. Из того, что мы узнали и прочитали во время подготовки к нашему путешествию, эти места отличались теплой водой, наличием на каждом метре прибрежной полосы нескольких домов отдыха, бессчётное количество машин и отдыхающих, и прочих остальных прелестей скопления неорганизованных масс людей. Не захотелось быть песчинкой в этом море отдыхающих. Хотелось изюминки Байкала, - той, о которой в песнях поётся. Хотелось почувствовать именно БАЙКАЛ. Его просторы, мощь, первобытность и неповторимость, его суровый и, при этом, ласковый нрав. Тогда был выбран Баргузинский залив, как пишут, с кристально чистой водой, которую можно пить, не опасаясь за свое здоровье, с ветром баргузин, с плохой погодой, с малым количеством туристов и с бескрайними байкальскими просторами. И еще, как запасной вариант, Чувыркуйский залив - мелкий, теплый и перенаселенный рыбой и нерпой. Обе эти точки находились еще в пятистах километрах от южной оконечности озера, но это расстояние уже не пугало.

Первая ночь на Байкале прошла для нас, как для младенцев. Без забот, хлопот и в тишине. Звук от проносящихся мимо поездов не проникал в наши молодоженовские номера.

Первый рассвет завораживал своей первобытностью, какой-то нереальной тишиной и многомиллионной своей историей.

С гор спускался легкий туман, превращая в сказку окружающую природу.

Вместе с Байкалом и его обитателями проснулись и мы.

Открыв глаза и душу для Байкала, мы обнаружили, что кроме нас здесь проживает еще множество всяко-разной живности - как на афишах, так и во вполне себе настоящей жизни:

С рассветом и пришли и заботы. Конечно, не хотелось покидать гостеприимный дом, но планы звали дальше, покой еще не был прописан для нас.

С маршрутом определились довольно быстро.

Наступал ответственный момент, который я пытался оттянуть как можно дольше. Регистрация. Кто испытывал, тот поймет.

В начале повествования я упоминал о том, что мы так и не решили, как нам быть в случае дикого отдыха на автомобилях, не имея принимающей стороны и конкретного места пребывания. С этим и отправились мы в поиски миграционной службы. В гостинице, где мы останавливались, администратор, на вопрос о возможной регистрации, сначала сделала удивленные глаза, затем страшные, и так и не выбрав, какое выражение соответствует случаю, честно сказала, что не знает, что это такое, и она нам не помощник. Во дворе встретили парня, и - о, маленькая, тесная земля! - он оказался родом из Усть-Каменогорска, согринский. После восхищенных возгласов, обмена воспоминаниями и выяснения общих знакомых, перешли к конкретике по регистрации. Увы, и он не смог помочь, имея проблемы с пропиской и домовой книгой. После недолгих поисков, по наводке местного населения, находим миграционный отдел. Как всегда, комната 3х4, не протолкнуться от толпы народа с потерянными или оформляемыми документами. В общем, нормальный обычный паспортный стол. Нам повезло, мы третьи. 9 утра местного, на наших часах 6 утра (так и продолжаем жить по своему времени). В комнату с двумя паспортистками мы попадаем часа через полтора, и то - на чьих-то плечах и из-под чужого локтя, просим миграционные документы для заполнения. Пока толкались в очереди, познакомились с очаровательной пожилой женщиной. И тоже из Казахстана! Как же всех нас пораскидало! На первых радостях она пообещала нам помочь, но когда дело дошло до документов, снова пошли неувязки. И мы решили больше никого не обременять своими проблемами. Документы заполнили быстро, оставив пустое место о принимающей стороне и адресе пребывания. Снова толкаемся в комнатухе, где уже становится душно, тесно, и в воздухе витает всеобщее раздражение, а милые с утра паспортистки уже одели маски махровых бюрократов. На наш потупленный взор и мычание, что мы не местные и не знаем, как дальше заполнять бланки, и что в них писать, нам предлагается ехать дальше, не отнимать драгоценного времени и вообще «приходите завтра». Но видать, что-то в нас меняется, и одна из паспортисток вдруг говорит: «Выберите старшего из своих, заполните бланки в соответствии с его документами, и укажите место проживания – берег Байкала». Что, все так просто? Гениально! И ни каких домовых книг и прописок. Здорово! А мы миграционные органы закидывали письмами, надоедали звонками и двигались с замиранием сердца, когда же нас арестуют как шпиёнов!

Быстро заполнив все бланки, назначив старшим Игоря, с радостным повизгиванием бежим снова к самой милой и очаровательной паспортистке. Но милость уже сменилась на неприступность, и нам было предложено подождать до 17:00, а лучше вообще до завтра. У них началась работа с документами. Что-то очень много в России руководителей, работающих с «документами».

Делать нечего, из нас двоих (мужчин) выбирается самый обворожительный, назначается приемником Донжуана, и вооружается он казахстанской шоколадкой. И это, конечно, Игорь. Провожаем его, как былинного героя на войну. Минут через пятнадцать он уже выходит из здания с сияющей улыбкой и сложенными за спиной руками. Сразу понятно – идет БОСС. Который решил большую нашу проблему. Так боссом он и остался на все последующее время нашего путешествия.

Потеряли 4 часа светлого, самого продуктивного времени, что бы получить штампик в миграционной карте. Надо отметить, что на обратном пути при пересечении российской границе пограничники, осуществляющие визовый режим, ни у кого не посмотрели на этот штамп. Обидно, столько сил и нервов затрачено впустую. Но успокоились мыслью, что это входит в рацион всех путешественников.

Все оковы сброшены, все проблемы решены, и впереди только цель путешествия.

Едем дальше. Слева поблескивает сквозь деревья Байкал. Справа возвышаются сопки, поросшие листвягой и кедром. А вдоль дороги стоят длиннющие ряды торговцев клубникой. Даже в более южных широтах я не видел такого огромного количества садовой ягоды, еще и крупной, красной и спелой. Ряды с кедровыми шишками гораздо скромнее.

Чуть дальше уже попадаются торговцы с бочками. Нет, бочки они не продают. В бочках коптят омуль. Но мы пока держимся от соблазна попробовать местный деликатес.

Перед прощанием с трассой М-55 Иркутск-Чита из под колес Камаза вылетает булыжник и, естественно, прилетает ко мне прямо в лоб. Хорошо, что между ним и моим лбом было лобовое стекло Паджеро. Метательный снаряд ударил в верхний левый угол, остался след на стекле с горошину. Но через километр побежали паутинки-трещинки. Сначала сантиметра 2-3, затем 10. И когда трещина, на какой-то кочке, побежала и стала сантиметров сорок, я не выдержал, остановился и стал вспоминать самые нехорошие слова про камни и встречные Камазы. Что-то нужно было предпринимать. И ничего лучшего я не придумал, как заклеить трещину скотчем, понимая, что на распространению трещины это, как мертвому - припарки. Но хоть грязи меньше попадет.

И после этого стали выискивать СТО, надеясь хоть на какую-то помощь. Нашли в поселке Троицком. Но глядя на наши машины, мастера растерянно развели руками, показывая, что у них ремонтируется, в основном, еще советский автопром. Попросил дрель и сверло диаметром 1-2 мм, чтобы засверлить дырочку на пути трещинки. Мастера инструмент дали, но сами делать категорически отказались. Стал сам засверливать. Но обычное сверло с обычной заточкой под металл только плавало по стеклу, и просверлить дырочку в первом слое триплекса было совершенно невозможно. Как мне этого не хотелось, пришлось просить стеклорез и варварски рисовать крестик на пути трещинки. Стеклорез справился. И трещина до самого дома, не смотря на убитые дороги и неимоверную тряску, уже больше не распространялась по стеклу. Денег с нас не взяли за пользование их инструментом и пожелали счастливой дороги, что нам, конечно, было необходимо. А еще подсказали, что основной паром через реку Селенга уже не ходит, - вечер, а мы никак не могли привыкнуть, что солнце стоит почти в зените, а время позднее. Можно поехать на другой паром, частный, тот трудится от зари до зари. Чем мы и не преминули воспользоваться.

Паром, как паром. Мы были первыми, и когда усомнились в его плавучести, паромщик нас высмеял и сказал, что они лесовозы переправляют. У этого парома был маленький движитель в виде небольшого катерка, и двигался он по натянутому тросу через реку.

Перебравшись на другую сторону и распростившись с магистралями федерального значения, нам уже ничто не мешало двигаться к намеченной цели - к поселку Усть-Баргузин и далее, к Баргузинскому заливу Байкала. Разве что отсутствие хорошей дороги и клонящееся к закату солнце. Дорога здесь как-то выбивалась из общего впечатления, сложившееся за последние трое-четверо суток. Паджерик справлялся с ней довольно-таки резво, а вот Лексусу доставалось. За это время у нас установилась дорожная традиция: как только появлялся хороший асфальт, городской внедорожник летел, словно на крыльях, но по мере смены асфальта на твердое покрытие в виде грунтовки, - тут уже настоящий внедорожник уходил в точку.

Только в одном месте эта дорожная традиция прервалась прекраснейшим ровным асфальтом в районе поселка Турка. Думаем, что этот асфальт проложили к приезду Путина В.В., когда он погружался в 2010 году на дно Байкала в глубоководных обитаемых аппаратах «Мир». Спасибо большое ему за это.

Большой билборд нам рассказал:

Начало «Байкальской гавани»

Согласно концепции «Байкальской гавани», помимо портового комплекса на участке «Турка» будут построены 4-х звездочная гостиница, коттеджный поселок, яхт-клуб, эллинги, набережная, маяк, разводной пешеходный мост, административно-деловой комплекс с гостиницей VIP-уровня, комплекс «Рыбацкая деревня», спортивный центр, кемпинг на 60 машиномест, спа- и велнесс-комплексы.

В 4 км к юго-западу от поселка Турка на побережье Байкала находится второй из пяти участков ОЭЗ – «Пески». На этом участке планируется строительство туристско-рекреационного комплекса, состоящий из нескольких зон отдыха и развлечений (гостиничный комплекс, юрточный туристический поселок, виллы, кафе и рестораны, открытый бассейн с байкальской водой, прогулочной зоны с парками и др.)

В результате реализации инвестиционных проектов на участках «Турка» и «Пески» объём государственных инвестиций составит 2,6 млрд., объем частных инвестиции – около 4 млрд. рублей.

Порт в поселке Турка стал первым участком, с которого началось создание особой экономической зоны «Байкальская гавань» в Бурятии. Он станет одним из ключевых центров водного туризма и первым современным портом на восточном побережье Байкала.

Игорь с Мариной недавно вернулись из Арабских Эмиратов, и насмотрелись, как там на песке строят. Да и мы по «Дискавери» видели. В Турку шла стройка, ничуть не уступающая арабским пейзажам. Огромнейшая территория, засыпанная ярко-желтым песком, по которому ползают огромные строительные машины.

Мы им не стали мешать своей фотосессией, - пусть работают. Может, когда и воспользуемся обещанным великолепием.

Как только стройка скрылась из глаз, наступил дорожный беспредел с выбитой пыльной грунтовой дорогой. Пожалуй, только эта причина повлияла на то, что когда солнце спряталось за горками, и Игорю надоело слушать позвякивающую подвеску на особо изощренной грунтовке, он, как Босс, принял решение разбить лагерь на берегу Байкала, не доехав какие-то 20 км. до Усть-Баргузина. И мы ему впоследствии были очень благодарны.

Это был первый вечер на берегу Байкала без цивилизации, и это позволило взглянуть на море уже другими глазами.

Первый солнечный морской закат. Красивый и волнующий.

Первый лагерь на берегу моря

И первое единение с природой. Природа нас стала удивлять и восхищать. Трудно описывать впечатления от морского заката, свежести воды, вида бескрайнего моря, вечернего бриза - все то, зачем мы сюда ехали. Сидя на берегу, мы впитывали все эти краски, звуки, запахи и чувства.

А Байкал решил нас еще и удивить.

Когда на берег спустилась ночь, вдалеке, в небе, как будто начали вспыхивать и гаснуть небольшие звездочки. Все это походило на очень далекий и очень высокий салют. Отдаленность и высота явно не позволяла быть этому явлению, как рукотворному произведению. Игорь, как профессиональный пилот, не признал его за проблесковые маячки самолета. Эти искры, или всполохи, передвигались по ночному небу с неимоверной скоростью и на огромнейшем расстоянии, заполняя почти весь горизонт, а сами были размером не больше маленьких звезд. «НЛО,» - сказали мы все дружно вслух. Это представление длилось не дольше пяти минут, но очаровало нас всех совершенно. Мы стали еще более благоговейно относиться к этому чуду природы – Байкалу.

Наступило утро. И здесь уже ничто не могло удержать нас от купания в море, - ни утренняя прохлада, ни скользкие и неудобные камни. Теперь уже точно можно было сказать – мы добрались до Байкала. Мечта воплощена в жизнь!

За утренним кофе девочки нам так ненавязчиво стали напоминать о нашем вчерашнем обещании. Наши отговорки, что мы были в подпитии и все обещания были лишь для того, чтобы по бравировать и для красного словца, не возымели действия. А вчера в подпитии мы обещали баню. Вот так - ни больше, ни меньше. На диком берегу Байкала за много километров до ближайшего жилья.

А дело было так. Когда мы подъехали к берегу, то увидели неподалёку какую-то палатку.

Даже подумали, что место занято. Подошли, никого нет. А это оказалась полевая-береговая баня. Забито восемь кольев, низ обтянут брезентом, а верх полиэтиленовой пленкой. Внутри камни сложены домиком, а под ними кострище. Сверху на камнях призывно лежал березовый веник. Но с вечера мы были утомленные дорогой, и баней не воспользовались, а утром пришлось выполнять обещание.

Набрали дров, нарезали еще один березовый веник, и приступили к истоплению бани. Первый дым меня выгнал через пару минут. Но баня продолжала топиться. Как-то мы переусердствовали с дровами с непривычки, и баня стала напоминать парусник с наполненными парусами и, одновременно, пыхтящий дымом пароход.

И все-таки нам удалось истопить баню и даже попариться. А пар, надо отметить, был знатный - замечательный, необыкновенный, и нам всем очень понравилась баня. Настоящее получилось приключение. А самое главное, мы теперь знаем, как все это устроить почти на пустом месте.

Впереди лежал путь к нашей намеченной цели.         Через пару часов мы уже были в Усть-Баргузине на переправе. Чтобы попасть в Баргузинский залив и к полуострову Святой нос, нужно было преодолеть еще одну водную преграду.

Переправа нам показалась знаменательной тем, что здесь совершенно законно разрешён  въезд на паром без очереди. С табличкой «Внеочередной проезд». Для служебного транспорта это понятно. Но в этот внеочередной проезд, разумеется, становятся и те, кто понаглее. Таких было мало, и все проходило тихо и мирно. Сам паром имел не очень паромный вид, но другого транспорта здесь не было. Очередь на него двигалась, не смотря на то, что паром, вернее, не самоходная баржа, вмещает всего 10 машин легковых. Грузовых гораздо меньше.

Глядя на очередь, становилось как-то грустно: мы ведь должны были приехать в дикие места, а тут скопище машин и народа. И номера машин - от московского региона до владивостокского. Нашими номерами мы там ни кого не удивляли, разве что несколько человек подходили, спрашивали, - откуда мы, из Франции? Буква F на номере наводила их на эту мысль.

У парома было замечательное расписание:

Так что нашей важной задачей было не попасть к ним на ужин. Тем более, что уже начинал накрапывать дождик.

В общей сложности, мы простояли на переправе чуть меньше 3-х часов.

Без приключений переправились на другой берег, и уже через 15 минут были у конечной своей цели

с запоминающейся надписью:

Мы добрались до дикой природы! Мы достигли цели! Но салютов не было, ключи от национального парка никто не подносил. Пришлось нам идти в вагончик к лесникам и оплачивать въезд в этот уголок первозданно-дикой природы.

Продолжение Путешествие на Байкал на Паджеро 4. Часть 3

Понравилось? Поддержите проект, поделитесь ссылкой с друзьями в соцсетях:
Смотри также разделы: Путешествия Тэги: # # #.
Оцените статью, это важно: УжасноПлохоНормальноХорошоОтлично (11 голосов, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Чтобы не пропустить что-нибудь интересное, подпишитесь по электронной почте. Просто введите ваш e-mail и ответьте на письмо-подтверждение:

Нас уже 744 человек. Присоединяйтесь!

Отправить ответ

7 Комментарий на "Путешествие на Байкал на Паджеро 4. Часть 2"

Уведомить о
avatar
Олег
Гость

Молодца! Хочу дикой природы! Ждём-с!

Громозека

А как дорога от Селенги до Усть-Баргузина?? СДелали всю?

Гость

а паром в усть-баргузине можно замечательно объехать по вполне сносному асфальту, примерно за час.. км 30 выше по течению есть совершенно живописный железобетонный мост %)))

Громозека

и Селенгу кстати тоже можено переехать по мосту в двух местах: 1 поселок Кабаново кажется называется или следующий за ним.. 2 в Ула-Удэ.. по времени это реальный выигрыш!!

Владимир

Делают. Хороший асфальт только в районе Турку

По поводу моста выше пос. Усть-Баргузин. Не слышали. И судя по количеству местного транспорта, водители которого знают все дороги, переправа пользуется большим спросом. Да и когда чувствуется уже рядом конечная точка путешествия, как то не хочется искать дорожных приключений. Ведь самая короткая дорога — знакомая дорога.

Владимир
Гость

Знали про мост в Улан-Уде. Но это крюк в 100 км плюс проезд по городу. В вечернее время решили что это не целесообразно. Про мост в Тресково только слышали самые не лестные отзывы: «Мост отличный, да. Но там сейчас прут лесовозы и после последних дождей в Бурятии убито все. Смысл — только заехать поджиповать, время не сэкономишь точно. Дожди на прошлой неделе были такие, что на участке между Боярском и Бабушкиным вода из переполненных болот шла прямо через полотно дороги слоем до 100 мм. Причем дождевая полоса началась от Гремячинска. Через паром в Ильинке вы попадете в Турунтаево гораздо быстрее и надежнее. Он ходит не как татауровский, а по заполнению и пересекает реку быстро.» Вот такие отзывы были.
И еще. Если придется повторить маршрут -выберу прежний. Ни где ни что не напрягало. Но тем не менее очень признателен за советы и пожелания улучшить дорогу.