Как профессионально настроить баланс белого

Если вы научились отключать встроенную вспышку, то скоро столкнетесь с новой проблемой, так называемым "балансом белого". Возможно, для вас это и не будет проблемой, но для меня это точно головная боль. Дело в том, что от рождения у меня есть небольшое нарушение цветовосприятия и слабые перекосы в цвете на фотографии я просто не замечаю.

Откуда появляются эти перекосы? Да ни откуда, чаще всего они есть на самом деле! Если вы посмотрите на людей при разном освещении, то у них будет разный цвет кожи. Но наш мозг устроен таким образом, что он сам корректирует поступающие в него сигналы, доводя их до привычного уровня. В жизни мы особо не обращаем внимание, что под лампой накаливания белая блузка желтит. Мы то знаем, что она белая. Ученые, кстати, установили, что мозг человека определяет настоящий цвет, анализируя не силу RGB, а  разницу яркости белого и чёрного,  зелёного и красного цветов, синего и жёлтого цветов. Фотоаппарат и видеокамера же идут от яркости каждого цвета. По этой причине мы практически при любом освещении можем уверенно определить, где белое, а где не белое, аппаратуре же такое не под силу (пока).

Фотография проявляет проблему "баланса белого"  очень ярко. Казалось бы, когда вы просматриваете фотографию на мониторе компьютера, вы сразу должны увидеть несоответствие, но нет. Мозг играет злую шутку.  При обработке снимка не всегда удается увидеть "не белый цвет", так как находясь длительное время в одном помещении с объектом съемки привыкаешь к "цветовому перекосу" и просто перестаешь его замечать. Примеры снимков с неправильным балансом белого у меня на сайте встречаются не один раз. Отчасти по этой причине в рекомендациях Уроки фотографии для начинающих — 6 правил удаления  я писал, что лучше редактировать и окончательно публиковать фотографии через какое-то время, когда подсознание "отпустит".

Но с фотоаппаратом еще куда не шло. Если вы снимаете в RAW, а не в JPEG отрегулировать баланс белого в графическом редакторе не составит труда.

Все становится гораздо хуже, когда в руки берется видеокамера. Видео пишется потоком, и если вы сразу не выставили правильный балланс, то камера, в процессе записи, начнет подстраиваться, и несколько первых секунд могут уйти в мусор. А если вы при этом перемещаетесь между разными источниками света, например от окна с дневным светом в глубь комнаты с лампами, то цветные переливы в кадре практически гарантированы. Примером плавающего цвета может служить тестовая съемка моим мобильным в условиях меняющегося освещения. Посмотреть ее можно на Видео с Motorola Defy+

Конечно, с мобильником картина совсем плохая, современные видеокамеры гораздо лучше справляются с восстановлением и удержанием баланса белого, но и они не могут предсказать заранее, куда вы их направите в следующую секунду.

Чтобы избежать проблем с баллансом белого для фото- и для видеокамеры используется простой метод - перед объективом, на месте объекта съемки, размещается лист белой бумаги (например). Камеру наводят на этот лист, который в реальных условиях может казаться  совсем не белым, и дают команду процессору - считай этот цвет чисто белым. После этого камера подстраивает свои настройки и белый лист в итоге на фотографии или экране телевизора становится по настоящему белым.

Приведу два примера. Вот так выглядит мишка под лампой накаливания, снятый камерой на автомате:

Настоящим белым является только глаз у мишки.

Теперь сморим в редакторе:

Как мы видим, вместо белого цвета т.е. равенства всех цветов, мы имеем перекос. Тюкаем пипеткой в то, что на снимке должно быть белым и получаем вот такую картинку:

В разных редакторах эта процедура реализована по разному, где-то достаточно выбрать не белый, а просто нейтральный цвет, так как и для белого, и для черного, и для серого цвета характерно равенство уровня красной, синий и зеленой составляющей. Какие-то редакторы позволяют отдельно настраивать белый, черный и серый. Но повторюсь, независимо от редактора,  наиболее эффективно такую коррекцию делать, если вы снимаете в формате RAW/NEF (см. JPEG или RAW в чем лучше снимать?).

Первый вопрос - почему в начале статьи я упомянул об отсутствии   вспышки? Потому что встроенная вспышка своим светом пересветит все остальные источники. Камера же,  зная, какой свет идет от вспышки, правильно выставит баланс белого. С внешней вспышкой, работающей на отражение от потолка уже становится сложнее. Если потолок не чисто белый, то отраженный свет может приобрести дополнительную окраску и настройка баланса белого будет необходима.

Второй вопрос - почему статья называется "как профессионально...". Я то далеко не профессионал, но взяться за клавиатуру меня заставил следующий кадр с одного крупного мероприятия, в котором мы участвовали.  Всех людей в зале интересовал один вопрос, а чего это мужики с простыней бегают по всему залу? Версии высказывались самые разнообразные.

Мужики не просто бегали, а как раз профессионально настраивали баланс белого для видеокамеры, транслирующей ход мероприятия в прямом эфире.

По всей видимости, камера позволяла запомнить несколько настроек и потом быстро выбрать их в зависимости от планов оператора.

Те версии, которые высказывала публика, я приводить не буду 🙂

Поделись с друзьями:
Смотри также разделы: Все про фото/видео Тэги: #.
Оцените статью, это важно: УжасноПлохоНормальноХорошоОтлично (5 голосов, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
Чтобы не пропустить что-нибудь интересное, подпишитесь по электронной почте. Просто введите ваш e-mail и ответьте на письмо-подтверждение:

Нас уже 650 человек. Присоединяйтесь!

Отправить ответ

6 Комментарий на "Как профессионально настроить баланс белого"

Уведомить о
avatar
Мирхат
Гость
Мирхат
А кто это в роли «мишки»?)))
Надежда
Гость
Надежда
Этому Мишке уже 14 лет! Володя, спасибо за фото моего старого «друга юнности» ! Очень удивилась, увидев его у тебя на сайте, но узнала сразу!  🙂
Мирхат
Гость
Мирхат
Просто «мишка» больше на песика похож (ушами и брылами)))
Алексей
Гость
Алексей
Нет,ну точно ведь собака.первый вопрос когда увидел фото мишки
wpDiscuz